Присоединяйтесь к нам

  • Информация о новых тренингах и мастер классах
  • Информация о новых программах
  • Информация об акциях и скидках
Социальная программа

У ребенка истерика – что делать? Семь простых советов.

21.03.2015


Многим, наверное, знакома ситуация, когда в совершенно обычной, спокойной обстановке, без видимых внешних причин, когда не происходит ничего «из ряда вон выходящего», во время посещения магазина или на прогулке в парке, раздается вдруг громкое и неожиданное «Хочу!!!» (или наоборот – «Не хочу…»), крики, плач.

Ребенок падает на пол и начинает стучать ножками и ручками, не реагирует на просьбы и слова взрослых. Или крики дома, когда приходит время ложиться спать, выключить телевизор, сложить игрушки… Можно привести много иных примеров! Но у всех этих случаев есть одно сходство – малыш не получил то, что хотел (или обязан делать то, что он не хочет делать).

Это могло происходить в Вашей семье, у Ваших знакомых или родственников, Вы почти наверняка принимали участие в проникновенных беседах, когда растерянные родители, иногда почти в панике, жалуются на самое дорогое, что у них есть и спрашивают друг у друга: «Что делать?». Ведь мы – взрослые люди, умудренные жизненным опытом, умеющие решать наши «взрослые» проблемы, вдруг должны взять на себя нелегкую роль арбитра по отношению к тем, кого хочется, прежде всего, холить и лелеять. И как-то разрешить ситуацию. Перед нами ставится непростой выбор – пойти на поводу у ребенка и максимально быстро прекратить эту истерику или продолжать настаивать на своем… И зачастую эмоции мешают принять верное решение. Так что же, как и почему надо делать?

Прежде всего, следует разобраться в причинах истеричного поведения и только потом предпринимать меры.

Совет первый – постарайтесь понять ребенка и помогите ему понять себя.

Если ребенку от 1 до 3 лет, то чаще всего подобные состояния возникают из-за неумения малыша выражать свои чувства, мысли и желания. «Вот хочу я чего-то, а чего не знаю…, а если знаю, то не пойму, как это выразить!». И вот здесь задача взрослого заключается в том, чтобы уловить и понять эти потребности, попытаться озвучить ребенку его чувства или желания, показать, что Вы его понимаете, и  в тех случаях,  когда это не противоречит здравому смыслу, реализовать эти желания. Это поможет не только остановить или предотвратить истерику, но и научит ребенка понимать себя, свои собственные чувства и потребности, правильно заявлять о них и правильно реагировать на запрет (отказ).

Совет второй – не переутомляйте ребенка.

Одна из распространенных причин истерики – переутомление и/или голодный желудок. Здесь пусковым механизмом истерики может выступать все что угодно! От невыполненного желания, до не так сказанного слова или не в ту сторону полетевшей птички. Такое состояние можно  предупредить, дозируя нагрузку (даже положительную), придерживаясь режима сна и питания.

Совет третий – уделяйте ребенку адекватное внимание.

Потребность во внимании – это одна из основных причин истерик у детей, а у некоторых она сохраняется и во взрослом возрасте.

Приведем несколько типичных житейских ситуаций. Если ребенок спокойный и хорошо себя ведет, то его сначала оставляют без должного внимания («Он так хорошо сам играет….») и занимаются своими делами, но если он вдруг начинает капризничать – то вдруг начинают бегать, кричать, успокаивать, обнимать, злиться на него… Или, на прогулке, ребенок радостно бежит, падает, лежит, но пока еще не плачет – он ждет реакции со стороны взрослых, которая как это ни прискорбно, чаще всего выражается не в отвлечении ребенка от негативного события (утешение, родительский смех, продолжение игры), а выливается в эмоции, усиливающие негатив и провоцирующие истеричное поведение (игнорирование, родительские причитания, наказания). И в первом и во втором случае ребенок становится  центром, вокруг которого разворачиваются все основные события…, но во втором этого малыш добился именно с помощью истерики.

Не забывайте, даже через призму родительских эмоций и желаний – пока ребенок маленький, то совершенно не важно какой полюс у внимания, которое ему оказывают – положительный или отрицательный. Для ребенка главное, что есть ответная реакция со стороны взрослых на действия ребенка. Впоследствии, такие дети часто путают любовь и ненависть/злость по отношению к себе и объединяют эти понятия. Поэтому очень важно их разграничивать. Важно отслеживать моменты, когда ребенок требует внимания, и, по возможности оказывать его, а если это невозможно в данный момент – объяснить почему, и «договориться», когда это будет возможно («Сейчас я не могу с тобой поиграть, так как мне нужно приготовить ужин, но, когда я закончу, мы обязательно вместе порисуем»).

Совет четвертый – не позволяйте собой манипулировать.

Если хоть раз отреагировать на истерику ребенка тем, что безоговорочно выполнить все его просьбы – «Лишь бы успокоился!», то у Вас есть великолепный шанс попасть в замкнутый круг манипуляционных истерик. Это совсем не означает, что просьбы и чувства ребенка надо игнорировать. Но, важно выработать понимание, кто главный в семье, кто устанавливает правила. Ребенок на то и ребенок, что, с одной стороны, постоянно находится в рамках ограничений, связанных с вопросами безопасности, обучения и воспитания, а с другой стороны – постоянно проверяет эти границы, в том числе через оценку своих возможностей общения с родителями/близкими и влияния на них. Не забывайте – задача родителей – выдерживать эти границы и устанавливать правила, в пределах которых ребенок волен делать то, что он хочет.

Отсюда выплывает еще одна причина истерик – «Я сам».

Совет пятый – позволяйте быть самостоятельным.

Наступает момент, когда малыш хочет самостоятельно что-то сделать, попробовать свои силы. И требовать этого он будет всеми доступными ему способами. Однако, нередко заботливые родители, переживая, что он сделает что-то не то и не так, или, наоборот, упрощая себе жизнь и желая сделать все самому (быстрее и без забот) не дают ребенку возможности показать себя и поучаствовать в процессе. Выход из этой ситуации очень простой и полезный – пусть у малыша появятся какие-то обязанности. Предложите ему сделать что-то вместе с Вами, распределяя задачи – и Вам помощь, и ребенку приятно, что он сделал что-то сам (например, выбрал сок в магазине или вырезал формочками печенье из теста). Стоит только попробовать, и Вы будете приятно удивлены тем, как малыш быстро учится, кроме всего прочего, Вы сами ощутите неимоверную радость и гордость за сделанное вместе.

Совет шестой – не пренебрегайте советами специалистов.

Важно отметить, что истерики могут быть контролируемые (которые устраиваются ребенком специально, чтобы добиться какой-то цели) и неконтролируемые (возникают из-за невыносимых эмоций, с которыми ребенок не может справиться). В первом случае можно обратиться за помощью к детскому психологу, а во втором следует проконсультироваться с неврологом.

Также следует отличать манипулятивные истерики, после которых ребенок быстро успокаивается и то состояние, когда он действительно страдает. Длительное нахождение в стрессовой ситуации может оказывать крайне негативное воздействие на психическое и физиологическое развитие ребенка.

Специалисты помогут определить вероятные причины истерик, при необходимости оказать необходимую помощь, в том числе, дать конкретные рекомендации в каждой отдельной ситуации.
В качестве примера, приведем несколько вариантов совладания с истерикой, если ее цель манипуляция.

Один из способов - игнорировать истерику. Его можно использовать исключительно в тех случаях, когда Вы точно чувствуете и знаете, что ребенок в состоянии справиться со своим состоянием. Не забывайте - необходимо игнорировать состояние, а не самого ребенка.

Другой способ – «перейти» на уровень ребенка (присесть на корточки), настойчиво позвать ребенка к себе спокойным голосом, попросить его посмотреть в глаза, сказать о собственных чувствах по поводу его поведения и объяснить, как надо себя вести и какие еще варианты поведения могли бы быть в данной ситуации. Важно не ругать ребенка и не рассказывать, что он плохо себя ведет и что делает не правильно, а сделать акцент именно на правильных возможных стратегиях поведения.

Если же ребенок вошел в раж и не слышит никого, то самым универсальным «лекарством» является «холдинг» или крепкие объятия. Лучше всего если делать это будет мама (прижимаясь к груди, ребенок слышит материнское сердцебиение - это напоминает ему о внутриутробном периоде, что очень хорошо успокаивает и создает ощущение стабильности и безопасности). Это может быть и любой другой человек, которому доверяет ребенок. Главное делать это с внутренним спокойствием, уверенностью и любовью по отношению к малышу.

Совет седьмой – контролируйте свое поведение и эмоции.

Необходимо помнить, что ребенок – это индикатор семьи и часто его поведение является проявлением какой-то проблемы во взаимоотношениях или в жизни у родителей. Один из необходимых элементов поведения родителей и близких – единство во взглядах на воспитание и последовательность в действиях.

Напоследок хотелось бы сказать, что КАЖДЫЙ ребенок пробует устраивать истерики, и только от родителей зависит, выберет ли он эту форму поведения как способ добиться желаемого, или будет искать другие, более приемлемые варианты.

Автор статьи – специалист центра психологической помощи им. А. Адлера, психолог, детский психолог Сергиенко Анна Игоревна.